Песнь 1-я. Ирмос. Сечением разделяется Чермное море и волнообильная бездна изсушается, соделавшись удобопроходимою для безоружных и в то же время гробом для вооруженных; посему воспевается богоугодная песнь: Христос Бог наш торжественно прославился. Сотворившая и сохраняющая все живущее, безпредельная Премудрость Божия создала себе жилище от чистой безмужной Матери; ибо облекшись в храмь телесный, Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9:1; Иоан. 2:21). Преподавая таинство возлюбленным Своим, истинная Премудрость Божия уготовляет душепитательную трапезу и предлагает чашу безсмертнаго пития верным; приступим же благочестиво и будем взывать: Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9:2; Матф 26:26). Внемлем все верные призывающей возвышенным гласом несозданной и самосущей Премудрости Божией; ибо она взывает: вкусите, и познав, что я Христос, восклицайте: Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9:3; Псал. 33:9).
Песнь 3-я.
Ирмос. Будучи Господом и Создателем всего, безстрастный Бог уничижив себя возсоединил с собою создание, и сам себя предложил в Пасху тем, за которых готовился умереть, взывая: ядите тело Мое и утверждайтесь в вере (1 Кор. 5:7; Мф. 26:26). Искупительною для всего рода человеческаго собственною чашею напоил ты, Благий, учеников своих, наполнив ее веселием; ибо ты приносишь сам себя в жертву, взывая: пийте кровь Мою и утверждайтесь в вере (Прит. 9:5; Мф. 26:27). Безумный человек, находящийся между вами предатель, предсказал ты, Незлобивый, ученикам своим, не познает сего и как неразумный не уразумеет; но вы пребывайте во Мне и утверждайтесь в вере (Псал. 91:7; Иоан. 15:4).
Песнь 4-я.
Ирмос. Пророк, прозрев неизреченное таинство твое, Христе, провозгласил: крепкую и сильную любовь явил ты, Отец милосердый; ибо ты, Благий, послал единороднаго Сына для очищения мира (Авв. 3:4; Рим. 8:32). Шествуя на страдание, источившее всем потомкам Адама безстрастие, сказал ты, Христе, возлюбленным своим: с вами возжелал я причаститься сей пасхи; ибо Отец послал меня единороднаго для очащения мира (Лк. 22:15). Причащаясь чаши, взывал ты, Безсмертный, ученикам: плода винограднаго уже более не буду пить в (здешней) жизни с вами, ибо Отец послал меня единороднаго для очищения мира (Мф. 26:29). Питие новое превыше разума, говорю я, буду пить в царствии моем, сказал ты, Христе, возлюбленным, когда вместе с вами буду я, как Бог с богами; ибо Отец послал меня единороднаго для очищения мира (Псал. 81:1; Мф. 26:29).
Песнь 5-я.
Ирмос. Апостолы, соединяемые союзом любви,предавши себя владычествующему над всем Христу, простирали прекрасныя ноги, (чтобы) проповедывать всем мир (Ис. 52:7; Рим. 10:15). Держащая неудержимую и превознесенную на тверди воду, усмиряющая бездны и укрощающая моря, Премудрость Божия вливает воду в умывальницу и Владыка умывает ноги рабов (Быт. 1:7; Иов. 38:10; Иоан. 13:5). Ученикам Владыка подает пример смирения; облекающий небо облаками препоясуется лентием, и преклоняеть колено умыть ноги рабов Тот, в руке коего дыхание всего существующаго (Псал. 146:8; Иоан. 13:4).
Песнь 6-я.
Ирмос. Крайняя бездна грехов окружила меня, и уже не перенося волнения, как Иона, взываю к тебе Владыке: из тления изведи меня. Господом и Учителем вы называете меня, ученики; я истинно таков; — взывал ты, Спаситель: посему подражайте примеру, какой вы видели во мне (Иоан. 13:13. 15). Кто не имеет нечистоты, тот не нуждается в омовении ног; и вы, ученики, чисты, но не все: ибо страсть в одном из вас неистово беснуется (Иоан. 13:10—11).
Песнь 7-я.
Ирмос. Отроки в Вавилоне не устрашились пламени пещи, но быв ввержены посреди огня и орошаемы, воспевали: благословен ты, Господи, Боже отцев наших. Иуда, замышляя злое, движением главы подавал знаки, а сам искал удобнаго времени предать на суд Судию, который есть Господь всех и Бог отцев наших (Мф. 26:16). Один из вас, взывал Христос к возлюбленным, предаст меня; они же, оставив радость, предались скорби и страху и говорили: скажи, кто это, Боже отцев наших (Мф. 26:22). Кто вместе со мною дерзновенно опустит руку в солоницу, тому лучше было бы накогда не проходить врат жизни: так указывал, кто это был, Бог отцев наших (Мф. 26:23—24).
Песнь 8-я.
Ирмос. Блаженные юноши в Вавилоне, подвергаясь опасности за законы отеческие, презрели безумное повеление властителя, и быв ввержены в огонь, в котором не опалились, пели достойную Вседержителя песнь: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки. Блаженные Апостолы, вечерявшие вместе с Словом в Сионе, неотступно следовали за ним, как агнцы за пастырем; соединившись же со Христом, от котораго не отлучались, и питаясь божественным словом, с благодарностию взывали: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (Иоан. 10:11; 18, 1). Злоименитый Искариот, преднамеренно забыв закон любви, на предательство подвиг ноги, которыя были омыты, и евши твой хлеб, божественное тело, поднял пяту на тебя, Христе, и не восхотел взывать: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (Иоан. 15:13; Псал. 40:10). Безсовестный (Иуда) принял тело, очищающее от греха, и божественную кровь, изливаемую за мир; не устыдился же он пить то, что продал за цену, не погнушался зла и не восхотел взывать: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (Мф. 26:26—28; 27, 6; Псал. 35:5).
Песнь 9-я.
Ирмос. Вечери Владычней и безсмертной трапезы (предлагаемой) в горнем месте, приидите верные, насладимся вознесенными горе душами, познав от самаго Слова, что (здесь) предлежит Слово, которое мы величаем (Лк. 22:12). Идите, сказало Слово ученикам, приготовьте в горнем месте пасху, которою утверждается ум тех, коим я преподаю таинство безквасным словом истины; силу же благодати величайте (Лк. 22:8; Мф. 16:6; 1 Кор. 5:8). Отец прежде веков раждает меня — творческую Премудрость, но в начало путей (своих) создал меня на дела, ныне таинственно совершаемыя; ибо будучи Словом несозданным по естеству, я усвояю выражения и того, коего (плоть) ныне принял (Прит. 8:22). Как я есмь человек существенно, а не видимо (только), так и соединенное со мною естество — Божественно по причине общения; посему знайте меня единаго Христа, сохраняющаго то, из чего, в чем и что я есмь (1 Тим. 2:5).
Источник: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Книга третия: Каноны Постной Триоди. - СПб.: В Синодальной Типографии, 1856. - С. 109-118.
|