Наше время: 04:06,Воскресенье, 05.05.2024
Православный Сайт
Меню сайта
Категории раздела
Молитвы [6]
Молитвы утренние [29]
Молитвы на сон грядущим [21]
Ежедневные молитвы [49]
Молитвословия церковных таинств и богослужений [75]
Каноны и молитвы для подготовки к Таинствам Исповеди и Святого Причастия [15]
Молитвы Великого поста и Пасхи [13]
МОЛИТВЫ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ [80]
Молитвы в скорбях и искушениях творимые [92]
Молитвы о болящих [74]
Молитвы о путешествующих [7]
О даровании угодной Богу молитвы [3]
Молитвы перед иконами [28]
Молитвы о вере [29]
Молитвы в памятные даты [4]
Молитвы о стяжании добродетелей [27]
Молитвы об избавлении от страстей [29]
Молитвы о мире [34]
Молитвы о благоденствии [22]
Молитвы об успешном земледелии и промысле [25]
О монашеской жизни [10]
Молитвы о воинах [21]
Смерть и поминовение усопших [47]
Каноны [42]
Акафисты [19]
Молитвы ко святым и Ангелам [200]
Тропари, кондаки и величания [0]
Редкие молитвы [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Апрель » 28 » Элементы аскетики и нравственного богословия
08:26
Элементы аскетики и нравственного богословия
   Святоотеческая аскетика в течение многих веков вырабатывала учение о страстях как источнике греха в душе человека. Святых отцов-аскетов всегда интересовал первоисточник того или иного греха, а не самое уже совершившееся грехопадение. Ибо оно является продуктом глубоко укорененной в нас греховной страсти, которую эти писатели называют иногда "лукавым помыслом" или "лукавым духом". Преподобный Исихий Иерусалимский (+ ок. 790) утверждает: "Много страстей сокрыто в душах наших, но обличают они себя только тогда, когда являются на глаза причины их". Опыт наблюдений и борьбы со страстями позволил свести их в известные схемы. Наиболее распространенная схема принадлежит преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, которому следуют: Евагрий, Нил Синайский, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и Григорий Палама.

     Согласно этим учителям все греховные состояния человеческой души могут быть сведены к восьми главным страстям:

     1) чревоугодие, 2) блуд, 3) сребролюбие, 4) гнев, 5) печаль, 6) уныние, 7) тщеславие, 8) гордость.

     "Злые страсти и нечестие не только вводятся одна через другую, но и подобны суть одни другим" – говорит Григорий Палама (Беседа 8-я). Эта диалектическая связь проверена и подтверждается всеми писателями-аскетами, в творениях которых прекрасно показывается, как одна греховная привычка коренится в другой, сама порождая последующую.

     Кроме того, отцы-аскеты различают страсти, происходящие непосредственно от пороков, от зла: гнев, чревоугодие, блуд, сребролюбие; и другие, – ведущие свое начало от добродетели (что особенно опасно). Освободившись от старой греховной привычки, совершив хотя бы незначительное дело любви, человек может возгордиться, предаться тщеславию. И наоборот-в стремлении к духовному совершенству, к очищению, подавлению греховных помыслов и привычек человек употребляет большие усилия, борется с собою, но грех побеждает его, ему не удается победить свою страсть; и человек впадает в печаль, которая переходит в еще более греховное состояние – уныние, отчаяние, безнадежность, после чего наступает неверие.

     Как различны причины и возбудители страстей телесных или духовных, так различно должно быть и врачевание этих пороков. Святой Евагрий пишет: "Движение плотских страстей пресекает воздержание, а душевных – духовная любовь" (Добротолюбие, т. 1, с. 600). Иоанн Кассиан Римлянин учит о постепенном систематическом лечении страстей, поскольку все они находятся между собой в непрерывной диалектической связи. "Страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние соединены между собою особым некиим сродством, по коему излишество предыдущей дает начало последующей... Потому против них надо сражаться тем же порядком, переходя в борьбе с ним от предыдущих к последующим: чтобы победить уныние, сначала надо подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надо укротить блудную страсть; чтобы подавить эту похоть, надо обуздать чревоугодие" (Добротолюбие, т. 2, с. 22).

     Приступая к исповеди и слушая признания кающихся в своих грехах, духовник должен обращать внимание свое и своих духовных детей именно на внутренний строй душевной жизни. Он должен учить бороться не со злыми поступками, а с порождающими их лукавыми помыслами и страстями. Ибо бесполезно бороться с симптомами вместо лечения самой болезни. Сделать совершенный греховный поступок небывшим уже невозможно. Но предотвратить в будущем подобные греховные явления человек может, коль скоро он будет, внимательно наблюдая за своими помыслами, находить с помощью духовника тайно укоренившуюся в нем страсть и вести с ней борьбу. Кающийся на исповеди должен почувствовать общее болезненное состояние своей души, которое и называется "греховностью". Духовник же должен призывать своих духовных чад не к совершению или несовершению тех или иных добрых или греховных поступков, но к стремлению излечиться, очиститься.
Категория: Молитвословия церковных таинств и богослужений | Просмотров: 313 | Добавил: Admin | Теги: Элементы аскетики и нравственного б | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск
Онлайн радио
Онлайн радио
Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Block title
Я играю в Blogowar.ru, чего и вам советую.
Поделись сайтом
Рекомендуй другу
Архив записей
Яндекс.Метрика МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов
Copyright Molitvochka.at.ua © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz