Следует упомянуть о возведении: в чины: 1) архидиакона, протодиакона; 2) протопресвитера, протоиерея; 3) игумена и архимандрита.
Возведение в эти чины бывает на литургии посреди храма во время входа с Евангелием. Производимый приводится протодиаконом и диаконом из середины храма к престолу, делает там три земных поклона и приводится к архиерею, которому он тоже трижды земно кланяется. Архиерей, сидя, благословляет трижды его склоненную голову и затем, встав, возлагает руку на его голову.
Диакон произносит ектению: "Господу помолимся", и архиерей читает молитву, в которой он при посвящении в архидиакона или протодиакона просит Бога: "Сам одей благодатию сею архидиаконства пресущего раба Твоего (имярек) и украси его честностию Твоею, в начале стояти диаконов люда Твоего, и образ добр его быти сущим по сем"; при возведении в чин протопресвитера и протоиерея он просит Бога: "Сам одей Твоею благодатию и брата нашего (имярек), и честностию украси его в начале стояти пресвитеров люда Твоего, и добр образ сущим с ним быти удостой". При посвящении во игумена архиерей молится: "Соблюди (и паству словесную) сию... во еже не погибнути от нея ни единому овчати... и раба Твоего сего, его же благоволил еси поставите над нею игумена, достойна покажи Твоея благости, и всякими добродетельми украси, чрез свойственная дела, благий образ сущим под ним бывающ".
Затем в тайной молитве просит Бога: "И покажи раба Твоего сего, игумена сея честныя обители, верна и мудра иконома вверившияся ему от Твоея благодати словесныя паствы".
По прочтении этой молитвы архиерей по посвящении в архидиакона, протодиакона, протопресвитера, протоиерея знаменует посвящаемого крестовидно, говоря: "Благословен Господь: се, бысть раб Божий (имярек) протодиакон (или архидиакон), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа"; или: "... протопресвитер (или протоиерей) Святейшия Божия Церкви (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" и, возложив руку на голову посвящаемого, архиерей возглашает: "аксиос". Если возводимый в чин протоиерея не имел набедренника, то он надевается ему. Затем хор поет "аксиос" (трижды). Потом идут в алтарь царскими вратами по чину.
При посвящении во игумена и архимандрита после чтения молитв архиереем протодиакон возглашает: "Повели, владыко". Архиерей во всеуслышание говорит: "Благодать Всесвятаго Духа чрез нашу мерность производит тя, игумена (или архимандрита) честныя обители Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (название храма), или: Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы (название храма), или: Святаго (имярек)". Затем, возложив руку на его голову, возглашает: "аксиос", и певцы вторят ему. Если архимандриту (или протоиерею) дается митра, то она без чтения молитв и без пения возлагается на него. Так же обычно возлагается и крест.
По окончании литургии архиерей подает игумену (или архимандриту) жезл и произносит по книге "Чиновник" поучение об обязанностях игумена по отношению к пастве, к братии и братии – к нему. Непосредственно при вручении жезла архиерей сперва вкратце повторяет поучение: "Приими сей жезл, имже утверждей паству твою, да правиши яко и слово имаши отдати за ю, нашему Богу, во дни суда".
По тому же чину совершается возведение в чин игуменьи.
|